Главная » Статьи » Мои статьи

Л.Хайнер "Компьютерный путь к Моцарту"
ПРИЛОЖЕНИЕ Статья Л.Хайнер «Компьютерный путь к Моцарту»
 Все – и ученики, и учителя – убеждены: обучение музыке требует терпения, напряжения и страданий. Беру на себя смелость заявить: это не правда. Пора расстаться с теорией «трудолюбия», коллеги. Кроме нашего неумения эффективно научить, она ничего не выражает. Мы выглядим так, будто хотим отыграться на своих учениках за те страдания с музыкой, что перенесли сами.
Я тоже училась музыке «традиционным» способом. Перевернув нотный стан ключами вверх, я первое время заново училась смотреть на ноты! Но воодушевление и успехи учеников стали для меня главным критерием правильности метода. Теперь я не представляю себе другого пути.
Порой некоторые консервативные родители просят учить их детей старым способом. Но даже они отказываются от этой затеи, увидев, как это тормозит скорость прочтения нот. Это все равно, что вернуться от мощного скоростного компьютера к старой машине, которая постоянно «зависает» и «тормозит» от любой новой информации.
Музыкальная педагогика слишком долго плыла против течения – боролась с естественным развитием восприятия, с законами становления навыков и поступенностью циклов обучения. Вместо того, чтобы повышать свою эффективность, она придумала себе оправдательную философию: обучение музыке требует особых способностей, а овладение музыкой - мучений и трудностей. Уверовав в свою непогрешимость, педагогика обязана обращать всех в свою веру. «Терпение и труд» возведены в идеал, и «верные» педагоги уже не в состоянии понять, что учат наихудшим из методов.
Правда в том, что каждый ребенок может читать ноты и играть двумя руками так же легко, как кататься на велосипеде. Доказав это на деле, я получила от своих коллег… гнев и отторжение.
Запомнилось гневное письмо одного профессионального пианиста и педагога. Применение опор в обучении он заклеймил как «запутывание учеников» и «шарлатанские приёмы». Защищая признанные малоэффективные методы, он завершил свою гневную тираду характерной позицией - девизом «традиционной школы»:
«Ваша программа только кажется простой, но на самом деле это иллюзия. В погоне за долларом вы забываете, что не все могут научиться играть на фортепиано, а только те, кто готов работать чрезвычайно тяжело!» Он не согласился принять саму возможность простого метода - даже увидев его результат собственными глазами!
Увы, идея всеобщего музыкального образования для большинства учителей – не более чем «погоня за долларом». Мысли, что музыкой может владеть каждый, они не допускают в принципе. Они уверены: лишь отдельные дети имеют талант, необходимый, чтобы пройти все круги ада для овладения музыкальным языком. Откуда у них такая уверенность? Из собственного преподавательского опыта. Ведомые амбициями и привычками гораздо более, чем здравым смыслом, они способны научить только самых одаренных. Это означает, что результат достигается не благодаря их системе обучения, а скорее вопреки ей. Но осознать это может лишь тот, кто уже смог найти лучшие методы.
Грустное, парадоксальное явление нашего прогресса: каждый авторитет считает своим долгом отчаянно сопротивляться всякому, кто смог найти свой путь. Мы всерьёз пытаемся оставаться «самыми правыми» навечно! Казалось бы, новые открытия и достижения должны радовать и признанных мэтров, и коллег. Однако чужой успех они воспринимают как личное оскорбление.
Новый, более продуктивный метод всегда невольно опровергает традиции. Но если бы этого не происходило, мы до сих пор лазили бы по деревьям! Мои коллеги расценили мои наработки как обесценивание их труда и убеждений. Я могу понять это, но искренне желаю им, чтобы главным мерилом их амбиций стал их результат.
В иерархии «жрецов от музыки» привычное место становится важнее, чем успехи подопечных. Иногда мне кажется, что смысл педагогики - вовсе не радость или прогресс учеников, а их преклонение перед нами. Многие педагоги готовы свести на нет результаты собственных усилий - лишь бы не пришлось пересматривать свои методы. Они готовы требовать от ученика любых сил и времени, принуждают его заниматься зубрежкой, но свято уверены: принести себя в жертву «великому искусству» - его ученический долг. И это было бы приемлемо – если «великим искусством» было бы владение музыкой, а не удобство тех, кто уже не желает ничему учиться сам. Рождение и крах идеи компьютерного обучения Игра на инструменте преподаётся в основном частным образом и стоит недешево. Это продолжается столько поколений, что считается классической нормой. Каждый человек, владеющий музыкой – индивидуальный продукт частного преподавателя. Представьте, что так учат другим базовым предметам: математике, физике, биологии, языку. Сколько образованных специалистов подарило бы нам общество?..
Компьютеры дали новый толчок для решения этой проблемы. Многие музыканты вместе с программистами кинулись создавать программы для обучения музыке, соединив компьютер и инструмент в систему. От технологической революции ждали чудес. Ожидалось, что компьютеризация сможет победить проблему всеобщей музыкальной безграмотности в считанные годы.
В разных штатах США одна за другой открывались «электронные» музыкальные студии. Обучение в них стало значительно дешевле благодаря массовости. И разумеется, отношение к ним было не однозначным. Учителя музыки разбились на две «партии». «Консерваторы» категорически отрицали способность компьютера учить «прекрасному искусству», и считали сущим варварством попытки обучать с помощью «бездушной машины». «Технические революционеры» были уверены: только компьютер и способен по-настоящему научить музыке, подключив к процессу интерактивность и компьютерную графику.
Однако громадное воодушевление «компьютерщиков» сменилось годами разочарования. Множество компаний – разработчиков программ для изучения музыкального языка - просто разорилось. Спрос на их продукцию так и не окупил расходов. Ревнители прогресса остались в растерянности. Частное преподавание торжествовало победу.
Меж тем, неудача компьютерных программ того времени объясняется очень просто: они не изменили подходов к восприятию. В их основе – та же самая, малоэффективная система обучения музыке. Элементы игры, красочной графики и интерактивности лишь «подсластили» горькую пилюлю обычного метода. Они и не могли научить людей владеть музыкальным языком. Можно заменить в старом автомобиле что угодно: корпус, руль и колёса, можно поставить кондиционер и повесить телевизор. До тех пор, пока не заменят сломанный двигатель, машина останется старой и никому не нужной.
«Мотор» же любого метода – его эффективность для восприятия учеников. Если буквенная система не помогает в развитии слуха и голоса, никакая графика не изменит эту данность. И если теория, оторванная от дела, восприятию не интересна, то никакая интерактивность не сделает ее более желанной и запоминаемой.
Компьютеризация малоэффективных методов только ухудшила эти методы. Они держались на человеческом общении, выборе наиболее талантливых и работе с ними. Не дав ничего нового, компьютер отобрал и это, сделав обучение бездушным и механичным. Чтобы выучить язык, на нем нужно много говорить. Но и этого недостаточно. Рядом должен быть учитель - тот, кто будет поправлять ошибки и давать верные образцы для запоминания. Этот учитель – естественный носитель «интерактивности». Хорошо, если он добр и терпелив. Но таких, увы, совсем немного. За ошибки и ляпы ученику всегда доставалось по полной программе!
Обучение игре на музыкальных инструментах всегда было особенно драматическим. История сохранила жуткие рассказы о том, как колотил отец юного Бетховена, как били и запирали в чулане маленького Паганини. Похоже, этот «обычай» как-то въелся в кровь педагогам-музыкантам. Еще совсем недавно изящный, но очень болезненный прут для битья по рукам был неотъемлемым атрибутом уроков фортепиано.
Складывается впечатление, что в учителя идут исключительно вспыльчивые люди, нетерпимые к чужим ошибкам. На самом деле все совершенно иначе. Дело не в людях – дело в методах!
Традиционные методы обучения чрезвычайно, я бы даже сказала – экстремально жестоки именно к учителям. Используя традиционные подходы с новичками, учитель, сам того не подозревая, почти весь урок добросовестно работает… «боксерской грушей». Поскольку зрение начинающего не в состоянии отслеживать более двух десятков нотных «дорожек», первые годы множество преподавателей работает «живым дополнением к указке»: механично и тупо помогают ученикам переводить глазки от одной ноты к другой. Большую часть урока такой педагог полезен лишь тем, что указывает на ошибки ученика, а порой – на одну и ту же ошибку! От такой «профессиональной работы» в пору выть или матерно ругаться, а порой руки чешутся двинуть «эту тупую бездарность» чем-нибудь тяжелым!!!
До изобретения компьютерной программы «Софт Моцарт» («Играем в Моцарта», дословно – «Компьютерный путь к Моцарту»),
моя карьера постоянно переживала тяжёлый кризис. Казалось, я уже просто не в состоянии продолжать многочасовые уроки. Они изматывали меня до полного бессилия. Изо дня в день приходилось часами сидеть с указкой у нотного текста и показывать каждую ноту, чтобы начинающие могли управиться с руками. Слова «играй двумя руками вместе» вызывали у меня головную боль: самый простой координационный навык - держать аккорд левой, играя мелодию правой - приходилось развивать несколько месяцев!
Усталость накапливалась от постоянных обманутых ожиданий. Как могла, я настраивала себя на самый доброжелательный лад - но испытывала почти физическую боль от фальшивых нот. Когда ребенок открывает пьесу, в которой ты знаешь каждую ноту, и весь урок играет «мимо» - нужно быть истинным стоиком, чтобы не возненавидеть свою работу! Но самым тягостным был общий фон занятий. Отправляя ученика домой, ты обречённо знаешь: там он не сможет выучить ничего. Его родители так же беспомощны, и некому проверить, насколько правильно он играет, и как это всё должно звучать.
Вертикальная презентация нотного стана помогла малышам быстро понять принцип нотной записи и здорово облегчила мою работу с начинающими. Но умение играть обеими руками по-прежнему продвигалось только за счет моих усилий: дома ученики становились совершенно беспомощными. Только раз в неделю, встретившись со мной, они могли проверить, «как нужно играть на самом деле». Из-за полной невозможности работать самостоятельно они не только не продвигались вперед, но топтались на месте, а порой и вообще забывали выученное - каждый раз все приходилось начинать сначала.
Бывало, некоторые отличались усердием и накрепко заучивали пьесу… неправильно! И её приходилось переучивать течение нескольких уроков. В этом кошмаре я видела себя живым Сизифом – какие-то злые боги так же наказали меня, и я должна изо дня в день тащить на вершину горы громадный камень, который неизменно скатывается вниз.
Как ни плохо «застрявшим» ученикам, учитель страдает от этого десятикратно больше. Поверьте, такая методическая «продуктивность» не оставляет почти никаких шансов оставаться добрым и терпимым человеком!
Но мне повезло. Видимо, моё отчаяние было слишком велико – и я сумела разглядеть подсказку. Марио-64: игра, научившая меня «воспитывать терпение» В тот самый момент, когда мои мучительные раздумья о навыках моих учеников уже уверенно переходили в манию, моя маленькая дочка получила на Рождество новую забаву – видеоигру Марио-64. И в моем сознании разорвалась бомба! Я не верила своим глазам: ребенок, который не мог усидеть на месте, чтобы выучить простейшую пьесу, часами сидел у экрана и увлечённо… отрабатывал точность координации своих пальцев!
Суть игры проста: человечек по имени Марио проходил через цепочку разных приключений. С помощью нажатия кнопок джойстика он карабкался, плыл, прыгал и даже летал. И если игрок работал пальцами недостаточно точно, то Марио «умирал» - и весь его «поход» приходилось начинать сначала. Дойти до конца – это победа! И мой ребенок терпеливо начинал «путешествие» снова и снова, с поразительной эффективностью совершенствуя координацию двух пальцев обеих рук.
Столько усилий для того, чтобы до блеска отточить совершенно бесполезное умение! Вот если бы… Если бы превратить этот джойстик не в пустышку с парой кнопок, а в инструмент с сотней клавиш!
Так и возникла идея сделать компьютер помощником в обучении начинающих игре на фортепиано. Оказалось: компьютерная графика может связать воедино все составляющие музыкального чтения: координацию, слух, зрение и голос. Этого никто еще никогда не делал – ну что ж, всё бывает в первый раз!
Иоганн Себастьян Бах сказал однажды, что играть на органе – самое простое занятие: достаточно лишь вовремя нажимать на нужные клавиши. И он выразил суть игры. Умение вовремя нажимать и отпускать правильные клавиши - основа музыкального прочтения. Можно сидеть возле ученика и бубнить «играй двумя руками» до тех пор, пока тебе не станет плохо. А можно переложить «отработку удара» на монитор компьютера - и дать ученику самому понять, как работает его координация. Так возникла идея программы «Софт Моцарт». Она должна развивать и руки, и зрение, и слух. Должна заменять учителя, чтобы ученик мог продуктивно учиться читать, играть и запоминать музыку дома. Она должна создавать базовые навыки владения инструментом и голосом. И при этом она не должна требовать ни от кого абсолютно никаких знаний или талантов. Музыкальный слух, понимание теории, умение играть ноты, владение клавиатурой – всё это она должна не подразумевать, а СОЗДАВАТЬ. Компьютер здесь – не электронная версия самоучителя музыки с обилием текста и вопросов. Здесь он прямо обучает играть конкретные произведения, читать и запоминать их. Чем отличается «гадкий утенок» от «белой вороны»? За последние годы в создании компьютерных программ сложились свои традиции. В них обязательно должны быть «окна» и «меню», которые управляются мышкой. В нашей программе не было ничего похожего. Она и близко не напоминала ни знакомые методы обучения музыке, ни традиционные компьютерные продукты. Поэтому часто я наблюдала негативную реакцию на её «внешний вид». Но главное было в том, что она работала!
Мы не стали перегружать экран «окнами» и прочей атрибутикой интерфейса – всё это было ненужно. Мы отказались от использования мышки: малышу очень трудно попасть мышкой куда надо. Гораздо удобнее выбирать команды с помощью клавиатуры компьютера. Программа соединила в единую систему описанный мною метод, обогатив его анимацией и компьютерной графикой. Она эффективно учит музыке и взрослых, и трёхлетних малышей.
Теперь мои ученики приходят ко мне на урок во всеоружии! Без всякого напряжения они разучивают во много раз больше музыкального материала, чем раньше. Программа не только учит играть пьесы и читать ноты, но и сообщает уровень успеха в цифрах. Занятия музыкой превратились из наказания в праздник – обычную игру, и родители свободно вздохнули. Мало того, что они теперь видят результаты своих чад - они и сами могут с удовольствием обучаться вместе с детьми.
Однажды бабушка моей ученицы пожаловалась мне: дед порой так увлекается разучиванием новой пьесы, что не пускает внучку за инструмент! В Европе есть старая добрая поговорка: чтобы стать по-настоящему образованным, нужно получить минимум три диплома: прародителей, родителей и свой. Многие поколения людей упустили возможность получить музыкальное образование. Сейчас, с помощью нашего изобретения, они наверстывают упущенное. И это великолепная новость!
Если описывать все трудности и препоны, жаловаться на человеческую косность и неспособность принять новое, получится толстая и грустная книга. Мы сполна испили чашу первопроходцев, и могу сказать определённо: это чрезвычайно горький напиток. Но каждый раз, когда я вижу, как эффективно это работает и какие даёт результаты – я понимаю: мы на правильном пути. Мы действительно сделали доброе дело для всеобщего музыкального образования.
Многое в нашей программе - впервые. Проще всего приобрести её и всё увидеть в деле. Но я попытаюсь описать её для вас. Мне хочется, чтобы вы поняли: будущее музыкального образования – за продуктивными игровыми тренировками навыков, которые может дать только компьютер. Компьютерная клавиатура – «предшественник» фортепианной?..
Почему бы и нет! Клавиатура компьютера и клавиши фортепиано очень схожи в прикосновении. И тут, и там нужно использовать разные пальцы, нажимать на клавиши кончиками пальцев и координировать работу обеих рук. Поняв это, мы решили привлечь к развитию координации клавиши компьютера.
Например, в игре «Note Duration» («Нотки разной длины») дети проигрывают пьесу с помощью только одной клавиши – пробела. Тут они учатся играть различные ритмы, считать вслух и различать ноты по их длительности, нажимая только одну клавишу. Вспомните, как трудно научить ребенка играть по нотам и считать одновременно. Благодаря компьютеру координация рук упростилась до одной клавиши, и внимание полностью направлено на нотный текст и прочитывание ритма. Опоры в этом упражнении - координация и компьютер, выделяющий разницу в длительностях нот с помощью красок и звука.
Компьютерные клавиши помогли нам также создать упражнение, позволяющее новичку связать движение нот на нотном стане и клавиш на фортепиано. С этой же целью мы не применяем в играх стрелки «вверх – вниз» - ведь на фортепиано есть только «вправо - влево». Мы постарались не пропустить ни одной детали, способной помочь новичку двигаться в понимании и прочтении музыки от простого к сложному. Усложнять – просто, упрощать - сложно Однажды мне позвонила женщина из Нью Йорка. Её дочка берет уроки фортепиано. У неё неплохая техника, и она легко запоминает музыку, но почти не читает с листа - типичный случай «музыкальной инвалидности» в буквенной системе обучения. Купив нашу программу, мама с дочкой принялись наверстывать упущенное: один за другим они читали сборники пьес из раздела «Джентл Пиано» («Интеллигентное, или мягкое пианино») - программы, которая соединяет пьесы фортепиано с компьютером.
Вскоре мама позвонила мне, чтобы выразить признательность и восхищение программой. Я спросила её: а занимаются ли они и другими упражнениями, кроме прочтения пьес? А зачем?.. – удивилась она. Годы частных уроков приучили её: теория и практика - два разных мира, которые никак не пересекаются!
- Зачем учить теорию? – настороженно спросила мама. - Моя дочка уже знает все правила!
- Это не совсем теория, мэм! Это упражнения, которые развивают видение нотных последовательностей, зрительное восприятие отдельных нот и аккордов, связь нотного текста и слуха. Из этих навыков и складывается чтение нот с листа.
- А зачем знать последовательность нот? – продолжала недоумевать она.
- Чтобы читать их в любом направлении и с любого места. Так вы мгновенно распознаёте клавиши.
- Хм… Нас никто не учил этому! Вот еще вопрос: а зачем та игра, в которой линейки как деревья?
- Чтобы уметь сразу распознавать каждую линейку из десяти. Читая ноты, вашей дочке нужно щелкать это, как семечки!
- О, как у вас всё замечательно и логично! Вы просто разбили музыцирование на мелкие, хорошо усвояемые кусочки!
- Спасибо, мэм! А как же иначе? Вы же не кушаете в воскресенье весь недельный запас – наверняка случится заворот кишок! Игра по нотам – большой и сложный навык, и его тоже нужно «есть по кусочкам»! Исполнение музыки – цельный сплав, симбиоз всех навыков. Нота воспринимается и мышцами руки, и зрительно, и гортанью, и внутренним слухом. Гортань или палец тут же рождают внутренний звук и образ ноты. Звук вызывает мгновенный импульс нужных мышц и картинку нотного знака. Увиденная нота означает её звук и реакцию нужных мышц. В музыкальном прочтении все едино, и развивать навыки можно только одновременно - облегчая одно, чтобы усвоить другое. На сегодня это возможно только с помощью компьютера и нашей программы. Самый древний и естественный способ обучения…
через компьютер! «Я видел вашу программу на втором канале в Хьюстоне и был просто поражен, как хорошо играет совсем еще малышка! Но я думаю, что вы должны быть чересчур зависимы от этой новой системы. Я так думаю, потому что я тоже играл на фортепиано. Я учился около семи лет, и даже был звездой класса у моего учителя. И я предполагаю: если попросить этого ребенка сыграть на фортепиано без программы, он не сможет, потому что он зависит от компьютера. Так случалось когда-нибудь, или я просто дурак?
Искренне, Бен, 12 лет» Мальчику Бену, «звезде» класса, очень трудно представить, что музыке можно учиться во много раз быстрее. Вряд ли он может осознать, что учился чудовищно медленно и трудно, и результатов добился, в общем-то, не за счет качества самого обучения. Снимаясь для программы «Новостей», моя трехлетняя ученица Грейси легко исполняла Менуэт, который и после двух лет обучения сыграет не всякий. С помощью программы она уже достигла тех же результатов, что и многие ученики обычных классов за пять-шесть лет.
И здесь нет никакого секрета. Начиная с самого первого урока, Грейси активно и много ЧИТАЕТ и ИГРАЕТ этот Менуэт. По аналогии с освоением языка, Грейси просто постоянно «разговаривает» на этом языке. Она осваивает музыку, как любой ребенок осваивает язык своих родителей – путём постоянной практики. А практика – самый древний и продуктивный способ обучения, выучивший каждого из нас! В то время, как другие дети учат правила и «разбирают» музыку, с трудом переползая от ноты к ноте, Грейси просто считывает и играет её. И это ей очень нравится.
Компьютер умеет то, чего не может учитель: он без устали, мгновенно, абсолютно точно и верно реагирует на действия ученика. В этом смысле компьютер – идеальное средство обучения. Хорошая программа глубоко «погружает» в процесс тренировки, потому что способна немедленно оценивать действия и давать «ценные указания» - и делать это лучше, чем самый хороший репетитор.
Встречаясь с учеником раз ли два в неделю, традиционный учитель не должен заниматься репетиторством. В то же время, неспособность ученика читать музыку делает бессмысленным и наставничество. Но заниматься как-то надо, и скоро учителя перестают задумываться, в чём состоит их работа. Для чего нужен учитель? Часто мне возражают так: «Ничто не может заменить «живого общения» с учителем!» Но с чем же тут спорить? Я с этим совершенно согласна! С той лишь оговоркой, что «живое общение» - далеко не всё, что нужно ученику.
Давайте разберемся, где «живое общение» действительно необходимо, а где оно становится пустым разбазариванием сил, времени и денег.
Что необходимо для того, чтобы:
- помочь координировать обе руки при игре,
- научить читать нотный текст,
- подыграть правую руку, пока ученик разучивает левую, и наоборот,
- подсказать, где ошибка и что нужно сделать, чтобы фраза звучала правильно,
- разбить пьесу на небольшие части и помочь ученику справиться с «локальными» сложностями,
- помочь в разучить пьесу наизусть, анализируя текст на слух и указывая ученику на ошибки.
Нужен ли здесь неповторимый и живой талант учителя? Отнюдь нет! Со всем этим справится хорошая компьютерная программа. И справится намного лучше учителя!
Превращая развитие элементарных навыков в «живое общение», учитель подменяет разговорами ценнейшее время практики – и резко тормозит развитие ученика. Только учитель способен думать, что его умные речи и нотации полезнее для учёбы, чем конкретная игра, читка и пение! Компьютер такой наивности не допустит никогда.
С компьютером мой ученик проигрывает пьесу минимум 15-20 раз за урок. При этом он быстро совершенствует технику каждой руки и координацию обеих рук, отделяет и отрабатывает сложный пассаж до полной победы, развивает при этом слух и тренирует все виды памяти. А в «традиционном» классе почти всё это время происходит «живое общение» - учитель старательно объясняет, «как это надо играть» - и всерьёз думает, что от этого ученик действительно должен заиграть, как сказано.
Совершенно иное дело, когда ученик уже сам способен читать музыку. Вот тут живое общение пишется уже без кавычек! Учитель намечает стратегию развития ученика, помогает выбрать подходящий репертуар, разобраться в штрихах и оттенках, освоить тонкости интерпретации и передать характер музыки. Никакой компьютер тут не заменит педагога – да никто и не пытался говорить об этом.
Я не знаю, насколько реально сделать подобную программу для обучения иностранным языкам. Она должна уметь контролировать голос ученика, его мелодику и артикуляцию, и вовремя поправлять ошибки - как в произношении, так и в грамматике. Но в музыкальном языке такой контроль вполне реален, потому что главная опора здесь - координация работы с клавишами инструмента. При этом голос и слух развиваются параллельно, как результат практического музыцирования. Главное - слушать. Но что? Психологи утверждают: зрительная память быстрее «схватывает», зато слуховая дольше помнит.
Что происходит, если ученик на уроке делает ошибки? Учитель постоянно останавливает его, указывает на его ошибки и показывает, как это надо поправить. Хорошо, если ошибки не координационные – тогда их нетрудно исправить. Но если не желают «сотрудничать» мышцы, то указания и призывы ничуть не помогают. Наоборот, они вредят - попусту забирают время.
Компьютер не объясняет – он заставляет работать. Компьютерная графика ярко выделяет все ошибки. Видя на мониторе одну и ту же ошибку, новичок быстро понимает, что именно не так. Он тут же пробует сыграть верно, и повторяет попытку до тех пор, пока навык не закрепится – и пока компьютер не «поставит пять». Слух при этом многократно прослушивает правильный вариант, запоминает его и становится опорой для исполнения. А зрение всё это время усердно связывает звуки с нотным текстом.
Ноты сначала выглядят как бутонов цветов, каждый из которых распускается сообразно длительности. Если отпустить клавишу преждевременно, цветение цветка останавливается, вместо него появляется анимационный «гномик» и разочарованно разводит руками. Он помогает увидеть ошибку за долю секунды. Такие приёмы учат не только озвучивать длительности. Таким же образом программа контролирует правильность всех действий пальцев и рук. И даже правильность выучивания наизусть. Обычное запоминание музыки порой мучительно: очень трудно себя проверить, а учитель помогает слишком редко. В программе «Софт Моцарт», с помощью графики, ученик может выучить пьесу с идеальной точностью. Например, если текст проигран верно, он засчитывается в очки, а если не удачно - он выплывает в виде яркой подсказки, и очки не засчитываются. Более того, текст одной или обеих рук по желанию может исчезать из поля зрения, и появляться только в случае ошибки.
Если раньше музыкальная память развивалась, как придётся, то теперь, с помощью компьютера, ученик точно видит, насколько правильно он запомнил пьесу и как сделать исполнение идеальным.
А теперь вернёмся к педагогу, который из последних сил пытается растолковать ученику, в чём же тот ошибся. Происходит ли тут хоть какая-то наработка навыков?.. В основном только одного: ученик эффективно учится пропускать эти нотации мимо ушей. Интерактивная графика побеждает «живую речь» с огромным перевесом в счёте!
Компьютер объективно обладает намного более мощным арсеналом средств. Он создаёт целенаправленные и точные коммуникации со зрением, слухом, мышцами и голосом – и по отдельности, и вместе. Учитель физически не в состоянии использовать все эти средства одновременно.
Но самое главное: конечный результат любого подхода - развитое умение нотного чтения. Если человек свободно читает с листа, для него открыты в музыке все возможности, и никого уже не интересует, добывалось ли мастерство с помощью «живой души учителя» или с помощью «бездушной машины». А если так, борьба за «традиционные» методы не имеет под собой никаких реальных оснований. Представим себе, что такое НОРМАЛЬНОЕ музыкальное развитие человека.
Начинается оно с раннего детства – и становится полноценной частью жизни. ЭФ или цифровое фортепиано – обычная часть интерьера в каждом доме и классе, в местах, где проводят досуг. На клавишах - «расшифровка», карта или стикерсы. Нажимая клавишу даже случайно, человек сразу узнаёт, как она называется, и связывает название звука с его звучанием и месторасположением на нотоносце.
Нотную грамоту для малышей представляет интерактивный нотоносец, который дает всю информацию о музыкальной системе с помощью цвета и зрительных образов. С помощью программы дети без трудностей играют разные простые мелодии с листа.
Музыкальные упражнения, которые учат «ходить по клавишам» - такая же часть повседневного развития, как и зарядка, купание, обучение буквам или поведению за столом. Играя каждый день, дети учатся владеть каждым пальчиком правой и левой руки. Уж если мы учим детей рисовать карандашами или пользоваться кисточкой, то научить их обращаться с клавишами инструмента обязаны тем более.
Основы музыкальной грамотности – умение «ходить по клавишам», знание музыкального алфавита и первоначальные навыки чтения нот с помощью упрощенного нотного стана - обязательная часть обучения молодых родителей и всех специалистов, имеющих отношение к воспитанию и образованию детей. Каждый учитель, работающий с дошкольниками, умеет петь по нотам и играет несложные пьесы из детского репертуара.
Все дошкольники знают музыкальный алфавит так же, как и буквы. Они умеют проговаривать его вперед и назад от любой ноты, через ноту и через две ноты. С помощью карточек с рисунками, обучающих нотам по принципу кубиков, они выстраивают алфавитные последовательности, и вскоре свободно делают это сами.
В школах и детских садах песни поются по нотам. Игра на шумовых инструментах, элементы танца, история и теория музыки лишь дополняют основу – умение читать музыку с листа и записывать ее по памяти.
Мамы и папы поют детям колыбельные, легко аккомпанируя себе на фортепиано. Текст новой интересной пьесы – такой же подарок, как новая игрушка: его нетрудно сыграть, можно аранжировать или исполнить друзьям.
Обучение всех инструменталистов опирается на владение фортепиано и читкой нот. Каждый трубач или скрипач может аккомпанировать своему «коллеге» на фортепиано. Освоив эту базу, люди без трудностей осваивают и другие музыкальные инструменты. Часто соседи или друзья собираются вместе и музицируют ансамблем или небольшим оркестром. Обычное дело – дворовые и районные фестивали таких команд, посвящённые, например, творчеству любимого композитора или определённой музыкальной эпохе. Мечта о музыкальной планете: прорыв Наша программа создана в США, но метод, ставший её основой, впитал в себя опыт всего мира. Я искала прогрессивные методики везде – и музыкальном образовании, и в общей педагогике. Собирала сведения о психологии музыкального восприятия и природе музыкальных способностей, о механизмах развития навыков и причинах неспособности учиться – всё, что относилось к начальному периоду обучения. Огромную роль здесь сыграли знания, полученные за годы обучения в Житомирском музыкальном училище имени Котляревского и в Харьковском институте искусств им. Карпенко-Карого. Неоценимым стал опыт работы в классах сольфеджио, теории музыки и фортепиано – и на Украине, и в США.
Итогом всех этих поисков стал метод, результаты которого превзошли все мои ожидания.
Воплощение новой методики в компьютерных играх переворачивает все представления о природе музыкальных способностей человека. Теперь мы знаем правду. Пятилетний ребенок может сыграть простую пьесу двумя руками не через два месяца, а через 15 минут после того, как впервые открыл ноты. Трёхлетние дети могут свободно читать ноты, петь сольфеджио и наизусть исполнять менуэты Баха. Дети овладевают музыкой задолго до того, как научатся читать и писать. Достаточно только запустить программу «Софт Моцарт», и весь класс обычной школы за урок успевает выучить несколько пьес – средний ученик музыкальной школы потратит на них несколько месяцев! И всё это - независимо от слуха. Музыка не требует слуха – она РАЗВИВАЕТ его. Всё дело только в методе. Такова правда о музыке. И она прекрасна!
Мечта выдающихся педагогов-просветителей о всеобщем музыкальном образовании может скоро осуществиться. Интерактивность компьютера, его беспристрастность и неограниченные звуко-графические возможности наконец преодолели главную беду обучения, считавшуюся непреодолимой - разобщённость слуха, голоса, координации и чтения нот. Проблемы с развитием «музыкального таланта» у начинающих больше нет. Педагоги могут оставить репетиторство и заняться своим настоящим делом.
Поверьте, я понимаю, как трудно это осознать. Консервативно настроенные учителя «старой школы» долго будут бороться за «полноценные занятия с учителем». Если кто-то и будет сопротивляться новой методике, то только они.
Может быть, вы боитесь потерять работу или доверие учеников, коллеги? Искренне прошу вас понять: наш метод не отменяет учителя - он делает учителя полноценным наставником своего ученика. Разница лишь в том, что вместо одного ученика вы сможет обучать многих – и в несколько раз быстрее, чем раньше. Программа не обесценивает учителя - наоборот, она становится инструментом учительского могущества. Теперь мы можем работать и с трёхлетками, и со взрослыми, которые «обожглись» в музыкальных школах – и можем гарантировать успех. А за успех люди готовы платить дороже.
Сейчас я получаю свои деньги не за отсиженное время, а за конкретные успехи учеников. Их прибавилось – но прибавилось и радости, и доверия. Зарабатывая больше, чем раньше, я точно знаю, что честно отрабатываю каждый цент. В программе «Софт Моцарт» начальное обучение не разделяется на специальность, сольфеджио, теорию музыки, ритмику и музыкальную литературу. Все эти компоненты взаимосвязаны и составляют единую универсальную систему – чем и является музыка на самом деле.
Превратив «науки» в реальную практику, мы сняли ещё одну чудовищную проблему обучения – неподъёмный груз непонятных слов. Вспомните «тигра толстого»! Непонятые слова - результат нарушения поступенности. Человек может назвать только то, что уже чувствует и понимает. Вспомним: сначала переживается стадия озвучивания (ощупывания, обнюхивания, привыкания), и лишь после этого – стадия правил (дать имя, назвать, сделать понятием). В противном случае слова остаются ненужной абстракцией - и каждый раз вызывают замешательство и отторжение, чувство бессмысленности и даже головную боль! «Теоретизируя» навыки, педагогика, по сути, превращает обучение в планомерное подавление психики. Сняв этот страшный груз, мы не перестаём удивляться, насколько быстро и радостно осваивают музыку наши новички.
Чем больше органов чувств участвуют в освоении работы, тем больше нейронов мозга группируются вместе, отвечая за эти навыки. В отличие от «одноканальных», такие универсальные «матрицы поведения» прочны и действенны. Наша программа подключает к работе почти все необходимые для музыцирования мышцы и органы чувств человека - за исключением ног. Подключать педали следует только тогда, когда игра и чтение перестанут занимать всё внимание ученика. Программа учитывает нужную постепенность. Развивая навыки, мы стараемся подключать их продуманно и в достаточно сбалансированной пропорции.
Уверена: такая работа остро необходима всему музыкальному образованию. Надеюсь, моё открытие изменит наше музыкальное будущее к лучшему. Оно обязательно поможет новым поколениям преподавателей. Конечно, современный вариант методики – только начало. И программа, и сам метод будут совершенствоваться, станут ещё эффективнее, адаптируются к особенностям разных стран. И музыка станет тем, чем и должна быть – простым и всеобщим языком нашей планеты. Музыка – опора для развития всего человечества Без понимания мира музыки жизнь каждого из нас наполовину беднее, чем должна быть. И этого достаточно, чтобы засучить рукава и поставить преподавание музыки с головы обратно на ноги.
Всякий раз, когда я говорю о грамотности, мне приходится уточнять: речь идет омузыкальной грамотности. Слово «грамотность» почему-то не включает в себя музыку, и означает исключительно грамотность языковую. Последние две стони лет люди фокусируются на литературной грамотности, а музыкальная грамотность - дело «необязательное». На самом деле это - величайшая несправедливость к музыкальному языку и огромный прокол в культуре. Возвращаясь рикошетом, музыкальная безграмотность «обезглавливает» и общую грамотность людей.
Платон не случайно назвал музыку главным учебным предметом, изучать который нужно раньше всех прочих. Музыкальный язык по сути универсален. Это самое эффективное средство развить баланс между абстрактным (ноты) и конкретным (восприятия), между логикой (грамматика) и чувством (интонация), между временем (пульс и ритм) и пространством (звуковысотность). Обучаясь музыкальному языку, ребенок получает массу важнейших знаний и умений - опору для познания и развития во всех областях. Музыкально грамотные дети без затруднений осваивают все школьные предметы. Дав детям музыкальный язык, мы без особого напряжения решим массу других проблем!
Что ж, нам осталось только захотеть этого. Заключение Всякий раз, когда я вижу малышей, тянущих свои ручонки к музыкальным инструментам, я чувствую тревогу. Что случится с ними дальше?.. Научатся ли они уверенно «делать музыку», или будут бить по клавишам кулаками?
Исполнять и понимать музыку дети хотят не меньше, чем говорить. Не давая им освоить этот язык, мы, их родители, закрываем от них целый мир! И тогда, глядя на музыкантов, они чувствуют себя обворованными.
Сделав свои первые открытия и увидев, ЧТО это значит, я прежде всего обратилась к преподавателям музыки. Но они не захотели понять меня. Большинство из них до сих пор захлопывает передо мной двери. И до сих пор это вызывает во мне боль и негодование. Учитель – особая стезя. Каждый учитель – пропагандист своего метода, пиарщик между своим предметом и широкой публикой. Конечно, каждый вкладывает в свою работу все силы. Но важны не усилия – важен результат. И если музыкальный язык столь заметно теряет свои позиции, значит, учителя работают вхолостую. Значит, усердие тут не поможет! Выход один: в корне пересмотреть метод.
Однако далеко не все способны даже просто подумать об этом.
Много раз я пыталась достучаться до тех, кто стоит на ключевых постах музыкального образования. И столкнулась с полным нежеланием что-то улучшить! Почему организации, так громко декларирующие важность спасения музыки, не желают обращать внимание на главное – методические проблемы и результаты обучения? Мне было трудно понять это. Казалось, мы с ними спасаем разную музыку.
Так и оказалось.
Однажды я встретилась с президентом одной уважаемой музыкальной организации, и попыталась раскрыть ему глаза на наш реальный результат. Он замахал на меня руками: «Бросьте, прошу Вас! Нельзя распространять подобную крамолу! Музыкальный бюджет и так урезают все больше и больше!» И я поняла: да, мы спасаем разную музыку.
Но время не подкупишь. Получая деньги за работу, которая не приносит плодов, мы должны быть готовы к тому, что нас сократят или уволят. Чтобы оставаться востребованными, нам всё равно придётся задуматься о нашей эффективности. И мы займём достойное место в обществе только тогда, когда вырастим новое поколение музыкально грамотных политиков, руководителей и президентов, которые не только не урежут бюджет, но будут всячески способствовать процветанию музыки.
А пока мы, дорогие коллеги, продолжаем коллективно создавать… глобальный кризис музыкального искусства.
Из года в год, из века в век под нашим чутким руководством в наших детях умирают, так и не родившись, музыкальные гении. Гениальные исполнители, гениальные композиторы и гениальные слушатели становятся клерками, рабочими или обслугой. "Дерево" музыкального образования уже почти лишилось корней - и превратилась в хилое растение, которое вот-вот засохнет.
Я очень хочу, чтобы этого не произошло. Хочу, чтобы «Лунная Соната», улетая в другие галактики, осталась живой музыкой, а не засушенным музыкальным гербарием. Я хочу, чтобы пришли новые композиторы и написали новые шедевры, а новые исполнители создали новые жанры стили. Хочу, чтобы популярная музыка стала столь же богатой и интересной, как классика серебряного века. И чтобы люди разных стран легко находили взаимопонимание, просто сев за инструмент.
Планета здорово похорошеет. Вот увидите!

Искренне ваша, Лена Хайнер
Категория: Мои статьи | Добавил: Simile (06.02.2012)
Просмотров: 2602 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: