Главная » Статьи » Мои статьи

Регистры-переключатели на аккордеоне
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ФЕДЮКОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Методическая работа «Регистры-переключатели на аккордеоне» Подготовила преподаватель: Степанцова С.А. д. Федюково декабрь, 2011 г.
 
 Основу звукового букета правой клавиатуры аккордеона составляют четыре тембра: «фагот» , «кларнет» , «концертина» и «пикколо». Путем комбинирования этих основных тембров появляется возможность создания 11-ти звуковых вариантов. Все регистры разделяются между собой звуковысотным и тембральным. Регистр «пикколо» является транспонирующим на октаву вверх. Все регистры с «фаготом» транспонируют на октаву вниз: . Звучание остальных регистров соответствует нотной записи: . Как уже было сказано выше, отличие регистров состоит и в тембровом отношении. Аккордеон обладает двумя деками в правой части корпуса – прямой и ломаной. В прямой деке находятся «пикколо» и «концертина». По окраске звука эти регистры светлые, яркие. В ломаной деке находятся «фагот» и «кларнет». Их звучание отличается более матовым, приглушенным тембром. Практическое использование различных регистров находит самое широкое применение в оригинальных произведениях для аккордеона, а также в переложениях и транскрипциях. Регистровый план должен формироваться, исходя из задумок композитора и из стилистических особенностей конкретного музыкального произведения. С оригинальными произведениями все достаточно ясно, а вот клавесинные пьесы старых мастеров в переложении для аккордеона будут иметь отличающуюся от современных фортепианных сочинений регистровку, а регистровый план больших органных прелюдий и фуг И.С. Баха будет также отличаться от его же хоральных прелюдий и т.д. Добавим, что, решая проблему использования баянных регистров, необходимо исходить из формы произведения в целом; именно архитектоника всего произведения диктует нам его регистровый план. Кроме перечисленных нами регистров существуют «регистры-подбородники» - дублеры основной линии правых регистров. Они вынесены на гриф инструмента для удобства переключения во время проигрывания произведения. Например, произведение быстрое и исполнитель не успевает рукой переключить регистр, вот тогда и приходят на помощь регистры-«подбородники». Их может быть как один, так и все одиннадцать. Это все зависит от производителя. Надо отметить, что с появлением готово-выбоного аккордеона, а он появился сравнительно недавно, появились мастера, которые в непредусмотренную конструкцию инструмента вставляли выборную клавиатуру, а в правой клавиатуре благодаря этим мастерам появились и подбородники. Дело в том, что готово-выборные аккордеоны от производителя стали доступными сравнительно недавно и стоят они довольно дорого. В настоящее время регистры-переключатели помещают в боковую панель грифа. Этот регистр, как правило, «тутти». В левой клавиатуре также существуют регистры переключатели. В аккордеоне с готовой клавиатурой, как правило, регистров три: «пикколо», «тутти», «фагот». В готово-выборном аккордеоне регистров-переключателей может быть столько, сколько задумано производителем или исполнителем (в настоящее время исполнители все чаще заказывают инструмент по индивидуальной модификации: определенный вес инструмента, количество клавиш, регистров). Регистровка органных сочинений При переложении органных произведений для многотембрового готово-выборного аккордеона важное значение имеет регистровка. Приведем обозначение звуковысотных регистров органа и соответствующие обозначения аккордеонных регистров. Регистры органа: Регистры аккордеона: 2 – звучит на две октавы выше соответствующего регистра нет написанного 4 – звучит на октаву выше - «пикколо» написанного 8 – звучит как написано - «кларнет» -«концертина» - «баян» -«баян с пикколо» - «гобой» 16 – звучит на октаву ниже написанного -«фагот» -«баян с фаготом» -«орган» -«тутти» -«орган с флейтой и кларнетом» 32 – звучит на две октавы ниже написанного соответствующего регистра нет В органных произведениях точная регистровка обычно не проставлена, так как каждый орган обладает своим ансамблем регистров. Аккордеонистов, однако, могут заинтересовать отдельные обозначения регистров органа. Так, например, самое мощное и яркое звучание достигается при включении регистров со следующими обозначениями: Hauptwerk (нем.), Grandorgue (фр.) – главный мануал; Organopleno – полная звучность органа; Tutti – включение всех регистров органа; Менее яркое звучание возможно на регистрах: Oberwerk (нем), Positiv (фр), которые означают исполнение на вышележащей клавиатуре. При решении вопросов регистровки внимание исполнителя должно быть в первую очередь направлено на развитие музыкальной мысли, на архитектонику всего произведения. Именно форма всего произведения может подсказать нам регистровку каждого отдельного раздела, эпизода и т.д. Весьма справедливы в этом отношении слова А.Швейцера, который говорил: «Регистровка, выявляющая общее настроение, наиболее правильна; всякая другая – как бы она не была остроумна – хуже, так как затемняет подлинную форму произведения». Аккордеонистам следует обратить внимание на следующую закономерность: если музыкальный материал изложен лишь на двух строчках для мануалов, а в партии педали паузы, то, в большинстве случаев динамика должна быть – p, mp. Скорее всего, это разработанный раздел фуги, интерлюдия. В партии правой руки в этих случаях следует избегать регистра «тутти» и пользоваться более прозрачными тембрами. Со вступлением партии педали обычно предполагается заметное увеличение динамики. Именно для таких эпизодов и целесообразно приберечь регистр «тутти». При включении регистра с добавлением голосов (допустим, был регистр «орган», а затем включили «тутти», то есть добавили «кларнет» и «концертину») совсем не обязательно играть громче, так как динамика увеличивается естественным образом. Если требуется динамика ff, то лучше включить «тутти». Это рекомендация тем аккордеонистам, которые нюанс ff пытаются извлечь на регистре «орган»; при этом голоса чаще всего не выдерживают форсированного звучания и начинают детонировать. В экспозициях фуг тему предпочтительнее играть на наиболее ярких регистрах: «баян с пикколо», «орган». Исключение составляют темы сумрачного характера, где можно использовать матовую окраску звучания голосов ломаной деки – «фагот с кларнетом». Переключение регистра в правой клавиатуре освежает звучание и тем самым помогает четче обозначить проявление нового раздела. В произведениях старинных мастеров часто встречаются эпизоды с использованием эффекта «эхо». Здесь вполне естественно воспользоваться не только контрастной динамикой, но и различными регистрами. Регистровка клавирных сочинений При регистровке клавирных сочинений на аккордеоне следует учитывать, что вплоть до середины 17 столетия регистры в нотах не выставлялись, и лишь на рубеже 17-18 столетий появилась регистровка в клавирной литературе. Это представляет определенную свободу в использовании регистров аккордеона. Регистры клависина и аккордеона чрезвычайно близки: клавесин имеет два «8» регистра, один «16» и один «4», то есть «тутти» - это уже регистр на аккордеоне. Поэтому набор используемых регистров достаточно широк, но не бесконечен. По звучанию более правильно использовать или ; или ; или ; реже – остальные регистры. Дать готовые рецепты использования конкретных регистров невозможно – слишком разнообразны произведения клавирной эпохи, да и регистры на наших инструментах еще слишком различаются по звуку. Здесь очень важен слуховой опыт исполнителя. Важно помнить: регистры в клавирной музыке должны не расцвечивать, не украшать музыкальную ткань, а служить опорой тектонике формы, сменяясь на стыках разделов. «Перенасыщение регистровкой так же нежелательно, как и чрезмерное ее обеднение» (Власов В.) Использование клавиатур и регистров клавесина давало возможность или придавать различный характер различным произведениям в целом, или окрашивать в различные краски различные части произведения, или придавать разнообразную окраску различным голосам. Задача в том, чтобы сделать ясными характер и структуру музыкального сочинения. Смена регистров и клавиатур для придания выразительности самой мелодии не применялась, это разрывало бы ее. Более того, сама смена регистров во время игры была подчас просто невозможна. Следовательно, мы должны применять регистровку на стыках форм или фактуры. «В музыке Баха и Генделя законы потому столь ясны, что они абсолютно совпадают с законами формальной логики», - писал А.Швейцер. Регистровка подчеркивает динамический план произведения, когда более густые регистры противостоят одноголосным и усиливают динамику. Регистровка также позволяет расширить диапазон аккордеона, а порой и облегчить технику скачков и переноса рук, которыми так насыщена клавирная музыка. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1.Липс Ф. Об искусстве баянной транскрипции // Изд.»Музыка» М.- 2007 г. 2.Орлов В. Некоторые вопросы исполнения клавирных произведений. // Аккордеонно-баянное исполнительство. Вопросы теории и истории. Изд.»Композитор» - С.-П. 2006 г.
Категория: Мои статьи | Добавил: Simile (06.02.2012)
Просмотров: 12321 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 SergSen  
0
<a href=http://zmkshop.ru/>металлопрофиль от производителя</a>

Имя *:
Email *:
Код *: