Главная » Статьи » Мои статьи

Технический репертуар аккордеониста (1-5 классы музыкальной школы)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Федюковская детская школа искусств»
Методическая работа «Технический репертуар аккордеониста» (1-5 классы музыкальной школы) Подготовила преподаватель по классу аккордеона: Степанцова С.А. Подольский район д. Федюково Октябрь 2010г.
В музыкально-исполнительском искусстве технике отводится значительное место. Работа над развитием и совершенствованием игровых движений и приемов аккордеонной техники должна вестись систематически, планомерно и всегда быть в центре внимания исполнителя и преподавателя. Материалом для работы над приобретением двигательных навыков и развития различных элементов техники игры на аккордеоне (как и на других инструментах) служат гаммы, арпеджио, аккорды, специальные упражнения, этюды. «Упражнения я рассматриваю как некий «полуфабрикат», - писал Г.Г.Нейгауз. – К таким «полуфабрикатам» относятся, например, гаммы, арпеджио, пятиступенные последования, упражнения для развития октавной техники, скачков, аккордов и пр. Задачи могут быть бесконечными в своем разнообразии… Упражнения вообще необходимы для ваработки контакта между пальцами и клавишами. Играя упражнения, пианист как бы прибегает к некоторому разделению труда, позволяя себе на данный моментотрешиться от музыкально-художественных задач и специально поработать над элементами, составляющими мастерство» На упражнениях и этюдах отрабатываются двигательно-игровые навыки, взаимодействие всех частей рук, координация движений; они развивают физическую выносливость и приспособленность всего двигательного аппарата к использованию звуковых и технических возможностей инструмента. Конечно, развитие техники зависит и от природных способностей. Но эта зависимость не является определяющей для людей со средними исполнительскими данными. Вспомним высказывания Ж.Ф.Рамо, знаменитого французского композитора и ученого-музыковеда XVIII в.: «Конечно, не у всех способности одинаковы. Однако, если только нет никакого особого недостатка, мешающего нормальным движениям пальцев, возможность развития их до той степени совершенства, чтобы наша игра могла нравиться, зависит исключительно от нас самих… усидчивая и напрвленная по верному пути работа, необходимые усилия и некоторое время неминуемо выровняют пальцы, даже наименее одаренные…» Успех в работе зависит, прежде всего, от избранного метода. Развитие техники идет успешно в том случае, если гаммы, арпеджио, аккорды, упражнения (тем более этюды) играются при должном внимании и слуховом контроле над соблюдением динамических оттенков, ритма, штрихов. «Их нельзя играть механически, ибо упражнения эти суть не только упражнения пальцев, но одновременно и упражнения мозга. Это своего рода телеграф между мозгом и концами пальцев, требующий от играющего полного сосредоточения. Оттого эти упражнения неоценими для усвоения ровного туше и красивого тона. Малейшая небрежность в этом отношении становиться сейчас же заметной разборчивому слуху» /В.И.Сафонов/ Гаммы и гаммообразные последовательности – довольно часто встречающийся вид музыкальной фактуры. Умение играть гаммы на аккордеоне в быстром темпе требует тренировки не только на самих гаммах, но и на специальных упражнениях, способствующих выработке силы, подвижности, активности и самостоятельности пальцев, а также подвижности кисти. Аппликатура гамм на аккордеоне абсолютно совпадает с аппликатурой гамм играемых на фортепиано. Итак: мажорные и минорные гаммы, построенные от белых клавишей (за исключением Фа мажора и фа минора), исполняются такой же аппликатурой, как и До мажор, то есть 1-2-3-1-2-3-4. Одинаковой аппликатурой исполняются также следующие гаммы: Фа мажор и фа минор: 1-2-3-4-1-2-3, Си-бемоль мажор и си-бемоль минор: 2-1-2-3-1-2-3-4, Ля-бемоль мажор и ля-бемоль минор: 2-3-1-2-3-1-2-3, Ми-бемоль мажор и ми-бемоль минор: 2-1-2-3-4-1-2-3, Ре-бемоль мажор и ре-бемоль минор: 2-3-1-2-3-4-1-2, Соль-бемоль мажор и Фа-диез мажор: 2-3-4-1-2-3-1-2, фа-диез, до-диез и соль-диез минор гармонические: 2-3-1-2-3-1-2, фа-диез, до-диез и соль диез минор мелодические: 2-3-1-2-3-4-1-2. Все короткие мажорные арпеджио имеют следующую аппликатуру: 1-2-3-5, 1-2-4-5, 1-2-4-5, 1-2-3-5. Такую же аппликатурную последовательность имеют ля минорное, ми минорное, ре минорное и ре-диез минорное арпеджио. В арпеджио си-бемоль минор, си минор, фа-диез минор, до-диез минор, соль-диез минор, фа минор, до минор и соль минор аппликатура следующая: 1-2-3-5, 1-2-4-5, 1-2-3-5, 1-2-3-5. Таким образом, исходя из аппликатуры, основным видом пальцевых движений при исполнении гамм и коротких арпеджио общепринятой аппликатурой является перекладывание и подкладывание. Анализируя движения пальцев, мы видим, что они составляются из движений, характерных для конкретной гаммы. На основе этих движений можно создавать упражнения для взаимодействия пальцев между собой. (Например: 1-го и 2-го пальцев, 1-го и 4-го пальцев, 2-го и 3-го пальцев и т.д.) Упражнения следует играть в медленном темпе, тщательно анализируя активную работу пальцев и характер их движений. Пальцевое движение в данных упражнениях состоит их трех элементов: 1) касание, 2) замах, 3) удар. При исполнении упражнений необходимо переносить вес руки с одного пальца на другой по ходу их движения: рука освобождается от напряжения, а опора руки на палец способствует подъему следующего пальца. Штрих можно выбрать любой – зависит от выбранного для отработки, но нужно постоянно следить за качеством звука, равномерным чередованием его длительности и силы. Выполнение упражнений ведет к постепенному образованию прочных рефлекторных связей в коре головного мозга – вырабатывается автоматизм движений. В работе аккордеониста над развитием техники большую роль играет тщательный анализ характерных элементов движений рук и превращение этих элементов в автоматизированный навык. Вследствие физиологических особенностей руки человека, пальцы по своей подвижности и силе неравноценны. При подборе упражнений следует этот фактор так же учитывать, чтобы выработать подвижность и силу пальцев правой руки аккордеониста. Преподавателям приходится много работать с учащимися над укреплением «проламывающегося» первого сустава пальцев. Слабость и малая подвижность первого сустава задерживают развитие подвижности всей руки. Существует большое количество упражнений на тот или иной вид техники: на мелкую технику, интервалы, крупную технику. Партия левой руки аккордеониста, играющего на готовом аккордеоне, давно перестала выполнять роль только аккомпанемента: она может самостоятельно вести мелодию в низком регистре. Кроме того, за последние годы появилось большое количество оригинальных произведений длч готового аккордеона, где аккомпанемент в левой клавиатуре фактурно, гармонически и ритмически усложнен. В настоящее время немыслимо обучать игре на аккордеоне без специальной тренировки левой руки. И в этой работе прежде всего необходимо решать задачу равномерного развития всех четырех играющих пальцев (большой палец левой руки не может быть использован в силу конструктивных особенностей аккордеона). Гаммы на левой клавиатуре исполняются следующим образом: все мажорные гаммы – как гамма До мажор, все минорные гаммы, натуральный, гармонический и мелодический вид – как гамма ля минор. Аккомпанемент, состоящий из равномерного чередования басов и готовых аккордов основных ступеней лада – T, S, D, благодаря кварто-квинтовому расположению клавиш, проще исполнять сильными пальцами: басы – третьим, аккорды – вторым. В мажорных секстаккордах бас, находящийся на вспомогательном ряду, исполняется чаще всего четвертым пальцем, а в минорных пятым. В доминантсептаккордах и его обращениях пользуются следующей аппликатурой – сам D7 и обращения – вторым пальцем, бас, в том числе и на вспомогалельном ряду – третьим, четвертым или пятым пальцем. При исполнении репетиций басов и готовых аккордов чаще всего чередуют сильные пальцы. Сложным видом исполнительской техники левой руки являются скачки басов и готовых аккордов. Их выполнение во многом облегчается при использовании в игре всех возможностей пальцевого аппарата и прежде всего – участием в игре четвертого и пятого пальцев. Для отработки всего вышеперечисленного также используется ряд упражнений. В работе над развитием и совершенствованием исполнительской техники, наряду с основными инструктивными формулами (гаммами, аккордами, арпеджио и т.д.) и специальными упражнениями, значительное место занимают этюды. В настоящее время имеется достаточное количество оригинальных этюдов для аккордеона на различные виды техники. В педагогической практике используются фортепианные этюды Черни, Лешгорна, Бертини, Клементи, Крамера и других. «Всякая работа над звуком есть работа над техникой, и всякая работа над техникой есть работа над звуком»./Г.Г.Нейгауз/ Следовательно, в процессе технического усвоения этюда исполнитель должен добиваться звукового разнообразия, выразительной фразировки и гибкой динамики. Работу над этюдами нужно вести в определенной последовательности: 1.Тщательно изучить построение этюда и определить техническую задачу, чтобы иметь ясное представление об объеме и характере предстоящей работы. Детально разобрать за инструментом текст, установить аппликатуру, выбрать целесообразные движения и положения рук во время игры. 2.Приступить к разучиванию этюда, по частям отрабатывая наиболее трудные места. Эта работа должна начинаться с подбора упражнений, содержащих характерные элементы трудных мест этюда. 3.В этюдах, написанных для развития техники правой руки, обратить внимание на исполнения аккомпанемента левой рукой. Во время исполнения legato до конца погружать клавиши. При штрихе staccato не «одергивать» пальцы от клавиш, а лишь мгновенно расслаблять их после погружения клавиши: движения пальцев будут экономнее, и сохранится необходимый контакт пальцев с клавишами. 4.Одновременно с усвоением текста этюда следить за выполнением фразировки, акцентов, динамических оттенков. Исходя из установленного звучания, окончательно определить границы движений меха. 5.Играть этюд надо в различных темпах, не привыкая к какому-либо одному. Начинать работу следует, естественно с медленного темпа, постоянно возвращаясь к нему в процессе работы. 6.Заучивание текста наизусть должно происходить в ходе усвоения его технических и художественных особенностей. При таком способе запоминания надежно закрепляются в памяти как игровые движения, так и художественно-выразительные элементы этюда. В работу с учащимися музыкальной школы следует помнить, что в 1-3 классах ученики осваивают мелкую, пальцевую технику, а 4-5 крупную, кистевую.
Категория: Мои статьи | Добавил: Simile (06.02.2012)
Просмотров: 7749 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: